Про мультфильм «Головоломка»

“Головоломка” – прекрасный мультфильм для развития эмоционального интеллекта у детей и, может быть, даже у взрослых. Почему?

  1. Отлично описывает концепцию базовых эмоций, которые появляются  практически с рождения. В мультике это удовольствие, гнев, отвращение,  страх и печаль. Причем изображены они так, что вызывают сопереживание  ровно в том регистре эмоций, который представляют,  а значит  прописываются в опыт. Ура!
  2. Иллюстрирует важную роль всех эмоций, в том числе тех, которые очень не нравится замечать.
  3. Показывает, как развиваются эмоции с возрастом. От простых,  достаточно непосредственных детских, до сложных, амбивалентных, почти  что взрослых. Когда в одном событии могут сосуществовать и радость, и  грусть, например.
  4. Классно описывает характер человека как результат накопившегося  опыта, в том числе эмоционального. Кстати, в титрах есть примеры разных  характеров, в которых преобладает та или иная эмоция, то что называется  эмоциональность. А еще там есть эмоциональная регуляция котиков, которая  ну очень правдоподобна =^.^=
  5. Иллюстрирует несколько приемов управления своим эмоциональным  состоянием, например, использовать воспоминания, мышление и воображение.
  6. Он красивый и веселый.

Но не позанудствовать я не могу. Есть у меня ряд вопросов и замечаний к тому, что мы видим в мультфильме.

  1. Вообще идея  того, что человеком управляют целиком и полностью  эмоции, меня смущает. Все много сложнее. И ситуаций, когда оно именно  так, в нашей жизни, к счастью, мало. В этом смысле мысли, память,  воображение и еще – ой-ой-ой – воля – тоже правят, а не просто  транспортируются в вагончиках на поезде. Ну и совсем уж печальную роль  телевизора отвели восприятию.
  2. Смущает набор базовых эмоций. Мне, например, среди них не хватило  интереса – вот бы они повоевали со страхом! А еще к моменту основных  событий стоило бы ожидать появления социальных эмоций таких, как вина,  стыд или презрение. А еще эмоций, ориентированных на будущее, – надежда,  например.
  3. Есть у меня много сомнений по поводу безвозвратной утраты  воспоминаний в Бездне Забвения. Все-таки, память – это не столько  воспроизведение, сколько конструирование, так что можно будет вернуть и  воображаемого друга и много чего еще.

В общем, наверное, можно было бы чуть корректнее, но и так очень даже  хорошо для начала. Редкий случай, когда мультик и красивый, и  затягивающий, и полезный в развитии.

Автор — Татьяна Лапшина