Сказки тут не получится. Чувство бессилия – одно из самых сложно переживаемых. Переносить его практически невозможно, поэтому проще его игнорировать, избегать, заливать, за-рабатывать, в целом, как-то крепиться.
Встретившись с бессилием, быстро нужно что-то сделать, сменить тему разговора, сбежать или просто сделать вид, что ничего такого не чувствуешь.
Ведь как можно признать, что я что-то не могу? Я не управляю своей жизнью, на все Воля Божия?
Вот владею я успешным бизнесом, и только от меня и моих усилий зависит, каков будет результат, насколько я окажусь счастлив и успешен. И тут бах, как обухом по голове, доллар упал, и все, ты разорен. Или пришли крупные конкуренты и сделали тебе подставу, все, до свидания, бизнес наш.
И что тут делать?
Тема бизнеса может быть не всем близка, а есть же еще ситуации, когда любимые люди, родители, дети, друзья – болеют, уезжают навсегда или умирают.
Первая реакция, которая появляется в такие моменты – отрицание.
«Нет, этого не может быть! Я еще все могу исправить». И вот, вы начинаете метаться, искать варианты, что-то делать, куда-то писать, кому-то звонить, на кого-то орать.
А дальше опускаются руки – это, если вы не заотрицали все настолько, что перестали ориентироваться в реальности. Вот оно – бессилие. Это все? Это конец? Экзистенциальный ужас накрывает. Искать ошибки уже бесполезно, да и бессмысленно.
Дальше, через злость можно попытаться вернуть себе свое ощущение власти над происходящим. Кого-то обвинить, отомстить и встать на ноги, но каждый раз встречаясь с собственным бессилием содрогаться и бежать. А оно все равно догонит. Ведь нельзя убежать от смерти.
Ужасы какие-то я пишу. Понимаю, что внутри все это так и переживается.
Человек оказывается в тупике, из старой кожи он вырос, обстоятельства поменялись, а новая еще не наросла. И вот ты гол, одинок, ощущение, что умираешь. Начинаешь преодолевать – хватает ненадолго, ну, сколько ты проходишь «в старой, отваливающейся кусками коже»?
В этом месте наступает возможность для того, чтобы ощутить смирение. Понимание того, что я могу, а что не в моей власти (вместо всевластия). Понимание того, что у другого человека есть право быть каким-то, как нам не нравится – это его ответственность и его жизнь. И тогда работу горя не нужно останавливать деланием, попытками доказать себе свое всемогущество. А наступает светлая печаль по тому, чему случиться не дано, о том, что потеряно. Но и тепло и благодарность за то, что случилось и было.
Переживание таких экзистенциальных данностей болезненно. Иногда эта боль просто невыносима, она уничтожает изнутри. Но если не сопротивляться ей, наполниться этой болью и бессилием, процесс окажется конечным.
Автор — Валентина Анисимова