Интересно, что психопатология активно захватывает искусство и массмедиа. Я сейчас не о гениальности и сумасшествии, а о том, что часто тот или иной симптом или расстройство становится предметом творчества. Например, вот замечательный клип «My OCD», то есть «Мое обсессивно-компульсивное ресстройство».
В Международной классификации болезней F42: «Существенной особенностью состояния является наличие повторяющихся навязчивых мыслей или вынужденных действий. Навязчивые мысли представляют собой идеи, образы или побуждения, которые вновь и вновь приходят больному в голову в стереотипном виде. Они почти всегда огорчительны, и пациент часто безуспешно пытается сопротивляться им. Тем не менее больной считает эти мысли своими собственными, даже если они непроизвольны и отвратительны.
Навязчивые действия, или ритуалы, являются стереотипными манерами, которые больной повторяет вновь и вновь. Они не являются способом получить удовольствие или атрибутом выполнения полезных задач. Эти действия являются способом предотвратить возможность наступления неприятного события, которое, как опасается больной, в противном случае может произойти, нанеся вред ему или им другому лицу. Обычно такое поведение осознается больным как бессмысленное или неэффективное и делаются повторные попытки противостоять ему. Почти всегда присутствует тревожность. Если компульсивные действия подавляются, тревожность становится более выраженной».
Порядок и чистота — удобные способы отодвинуть тревогу на будущее. Впрочем, будущее всегда рядом, поэтому остановиться невозможно. Я люблю подглядывать в блог Things Organized Neatly. В нем Austin Radcliffe собирает фотографии и рисунки упорядоченных вещей. И, действительно, что-то в этом успокаивает. Например, так можно победить хаос розового бутона.
Эффективным лечением считается сочетание медикаментов, снижающих тревожность, с поведенческой психотерапией или краткосрочной системной стратегической психотерапией. В гештальт-терапии работа с тревогой — основа основ. Так что она тоже применима. Но в любом случае требуется консультация психиатра.
И на сладкое для тех, кто говорит по-наглийски, нарезка из серии «Теории большого взрыва» The Itchy Brain Simulation (8 в 7 сезоне). В ней Леонард ругает Шелдона за чрезмерную реакцию на невозможность завершить действия, а Шелдон предлагает ему метафорически пожить в его шкуре. Он сравнивает ощущение от незавершенности с зудом голове. Поэтому Леонарду предстоит проходить несколько дней в шерстяном свитере, пока он не вернет в магазин просроченный DVD.
Кстати, в 21 серии 6 сезона подружка Шелдона, нейробиолог, пытается отучить его от болезненного стремления все завершать и доделывать, применяя как раз терапию подвергания (ЭПР).
Автор — Татьяна Лапшина