У меня часто спрашивают: «Ты веришь в психических вампиров?»
«Конечно, нет, — отвечаю я. – В психических я верю, а в вампиров не очень». Если, конечно, речь не идет о летучих мышах, которые любят присосаться к какому-нибудь быку в прохладной ночи.
А если серьезно, то явление психического вампиризма – очень интересная штука. Это своего рода феномен восприятия, когда вдруг один человек в процессе общения решает, что его свампирили. Как? Почему так получается?
Обычно, о психическом вампиризме говорят, когда у одного человека в процессе общения убывают «силы», а у другого будто бы «прибывают». Чаще всего вампира замечает донор, хотя иногда бывают эксперты, которые взглянув со стороны, сообщают: «Да это тебя свампирили!».
Теперь представьте ситуацию. Вы сидите в комнате, где на столе в небольшом отдалении от вас стоят два стакана с водой. И в начале беседы вы подметили, что воды в них будто бы поровну. Время идет, вокруг вечеринка, вы оживленно общаетесь с собеседником, вокруг люди и вот вы вдруг снова смотрите на стол и видите, что в одном стакане воды больше, чем в другом. Как вам кажется, что случилось? Когда мы думаем о стаканах, вероятно множество событий. Кто-то отпил из одного стакана. Кто-то долил в другой стакан воды из графина. Возможно, из обоих стаканов пили с разной скоростью. Может быть, по какой-то причине скорость испарения из двух стаканов разная. Так или иначе, можно предложить несколько вариантов ответов на вопрос: куда вода делась и откуда взялась? Но стоит стаканы заменить на людей, а воду – на «психическую энергию», почему-то самым очевидным объяснением кажется, что из одного стакана перелили воду в другой. Интересно, почему так выходит?
Второй интересный вопрос в этой истории – это, что такое вообще эта «психическая энергия»? Если честно, я считаю, что не существует такой энергии в физическом понимании этого слова, которую можно было бы назвать психической. «Психическая энергия» – это метафора, которую принято применять в отношении функционального состояния человека. В широкий обиход эту метафору ввели эзотерики конца 19-начала 20 века, а в науку ее подбросил З. Фрейд со своим представлением о либидо. Фрейда часто ругают за то, что в его психодинамической концепции личности не учитывается внешняя среда, а мне кажется, что Фрейд был просто аккуратен в своей метафоре. Ведь, что такое «психическая энергия», «сила» или же «либидо»?
По сути это образ состояния тела, его потребностей и субъективной вероятности их удовлетворения. Если у вас был период длительного перерыва в приеме пищи, вспомните, а если нет – почитайте дневники голодающих людей. Поначалу человек испытывает ряд неудобств. Чего-то в животе урчит, может случиться легкая слабость и головокружение – в крови мало питательных веществ. И люди это описывают как «мало энергии». А потом вдруг голод начинает «бодрить». Куча энергии возникает «психической», правда, в основном она крутится вокруг еды, того, как бы поесть или хотя бы кого-нибудь накормить. Биологически это оживление нужно, чтобы удовлетворить потребность. И если вдруг человек почему-то все-таки не ест, энергия идет на спад. И будет спадать до тех пор, пока не появится надежда на еду, или же пока не кончится физический ресурс организма.
Когда снижается психическая энергия? Когда мы не чувствуем наши состояния, потребности и эмоции или же, когда мы решаем, что удовлетворить наши потребности не получится и останавливаем в себе даже малейшую попытку как-то двинуться к удовлетворению. Если в последнем случае продолжать чувствовать эмоции, можно переживать бессилие. При этом будет хоть какая-то энергия, но ее мало. Иногда в психодинамических теориях говорится, что подавление эмоций требует много энергии. Но при этом описывается то же самое явление: если я бесчувственен, я не энергичен.
Так вот, закон сохранения энергии при таком понимании «психической энергии» если и работает, то только внутри отдельно взятой личности. Почему? Потому что явление эмоционального заражения показывает, как толпа умудряется генерировать яростную энергию из ничего. Пришел на митинг выжатым, как лимон, постоял в толпе, а там – лозунги, чувство всемогущества, которые поднимают субъективную вероятность удовлетворения практически какой угодно потребности – и вот я полон энергии. При этом ни у кого ее не убыло и никакие материальные объекты в энергию не превращались. Бывает и не так масштабно: едва полз на работу, а там коллеги рассказывают про интересную идею, и вот разгорается внутри искорка вдохновения. У других не убывает, а у меня возникло. Психическая энергия не может перетечь из одного человека в другого, как в сообщающийся сосуд. Скорее возможен резонанс, если один человек генерирует много энергии, часто рядом с ним проще генерировать энергию самому.
Теперь к вампиризму. И так, я пришла пообщаться с человеком бодрая и веселая, а ушла, нет, не ушла, а уползла, едва живая. А человек вроде так ничего, бодр, как и был, а может быть даже бодрее, чем в начале встречи. У меня сил стало мало, у него – явно больше, чем у меня, что возмутительно, в принципе. И в этот момент я решаю, что мой собеседник что-то такое сделал, чтобы забрать мою энергию. Он «вампирил». Похоже, тут срабатывает проекция – тенденция сделать среду ответственной за то, что со мной происходит.
О том, как теряется «психическая энергия», я написала выше. И в большинстве случаев в ситуации «вампиризма» срабатывает развитая способность донора не обращать внимание на свои потребности в отношениях и эмоции по их поводу возникающие. Тут возможны разные варианты. Постараюсь перечислить те, что сама наблюдала.
1. Невнимательность к своим потребностям может быть чертой характера. Есть особый тип людей, которые больше внимательны к другим, а не к себе. Например, они скорее предложат другому выпить чаю, чем сами заметят, что хотят пить. Естественно, такая концентрация на заботе о другом отнимает много сил. Но это рабочая тактика в обществе милых таких же заботливых людей, особенно, если потребности плюс-минус одинаковые у всех. Тогда мой жест по наливанию чая становится удачным способом удовлетворения заботы о питье: — Не хотите ли чаю? – Конечно. Давайте, я и вам налью. Но если вдруг человек сталкивается с не столь отзывчивым и заботливым – система ломается. Он пытается – не получается. Потребность не удовлетворяется. Энергия падает. Как защититься о таких «незаботливых вампиров»? Больше заботиться о себе самому. Ну или хотя бы сначала о себе, а потом уже о другом.
2. Иногда невнимательность к своим потребностям может быть привычным поведением в определенных ситуациях. Например, однажды я заметила, что в ситуации общения с людьми, которым я хочу понравиться, я больше забочусь о том, чтобы им было хорошо, чем о себе – прямо как люди из первого примера. Тогда я изо всех сил стараюсь удовлетворить их потребности, а мои остаются неудовлетворенными и энергия быстро падает. У разных людей свои ключевые признаки таких ситуаций. Многие люди, например, отключаются практически полностью от переживаний в ситуации дефицита времени. Хорошо бы знать про свои ситуации, которые заставляют пренебречь собой. И уметь переключать внимание на себя и свои потребности в них.
3. Это может быть не просто привычка, а привычка укорененная в моих убеждениях. Если, например, человек лезет в мои границы, панибратски хватает за руки, задает неприятные мне вопросы, слишком шумный, рассказывает про моих друзе гадости, а я считаю, что злиться на влезающего в мои границы человека бессмысленно и нецивлизованно, то я буду старательно не чувствовать в процессе общения с ним отрицательные эмоции и в финале окажусь обессиленной. Кстати, подавленный гнев с большой вероятностью я припишу собеседнику, возможно, даже назвав его «злобным вампиром». Или, если, например, я замужняя женщина, считаю, что не могу откликаться вожделением на флирт друга-мужчины, то я не буду замечать свое вожделение и потеряю в этом столько энергии, насколько для меня сексуально привлекателен мой друг.
Тут возможны разные стратегии. Самое очевидное – пересмотреть убеждения: откуда они взялись? что дают? так ли это ценно? и можно ли это получить иным способом? Если убеждения очень важны и вы готовы платить потерей энергии, например, за то, чтобы быть гуманистом и цивилизованным человеком, важно развивать навык проживания эмоций и поиска для них подходящей формы без реализации в поведении и без подавления. Сложная задача, решению которой учат многие медитативные практики.
4. Еще один вариант – то когда одна потребность становится на длительное время доминирующей, из-за чего остальные игнорируются. Например, можно чрезмерно увлечься беседой, связанной с эстетическими или другими недифицитарными потребностями. И тогда ради того, чтобы продолжать беседу, можно потерять чувствительность к себе. Однажды одна моя студентка настолько увлеклась обсуждением курсовой, что выйдя из кабинета, упала в обморок. Оказалось, от фиксации на курсовой и увлеченности идеей эксперимента, практически целый день думала об исследовании и ничего не ела. В этом случае одна потребность заставила пренебречь другой, вплоть до полной к ней нечувствительности.
Для того, чтобы такого не случалось, важно не просто развить чувствительность к себе, но иметь также достаточно широкий фокус этой чувствительности. А также умение расставлять приоритеты пригодится.
5. Наше прошлое, особенно болезненный опыт, может ограничивать в проживании чувств и способах удовлетворения потребностей. Например, если мне изо всех сил хочется обнять человека, но я привыкла к жесткому отвержению или даже физическому наказанию в ответ на подобные порывы, после встречи с «обнимательными» людьми я буду испытывать спад энергии, а самого желания обнять даже не замечу.
Победить прошлое можно только настоящим и новым опытом в нем. Иногда это случается само собой, но чаще тут требуется помощь психолога, психотерапевта, травматерапевта.
6. Если я сильно что-то хочу получить именно от этого человека и именно сейчас, но у меня никак не получается, рано или поздно, я окажусь без сил.
Чтобы не терять «психическую энергию» важны две вещи. Плюс-минус осознавать, что такое мне важно с этим человеком и почему. И не терять чувствительность к себе даже в таких непростых чувствах как отчаяние, разочарование, печаль. Потому что они частенько необходимы, чтобы прекратить пытаться собирать грибы в сугробах и честно, как Штирлиц в анекдоте, признать: «Не сезон».
Теоретически, если человек знает типовые для вас ситуации подавления чувств и желаний, хорошо осведомлен о вашей личной истории и травматическом опыте, он может это использовать, чтобы снижать ваши силы. Не обязательно при этом иметь сознательное представление, иногда это работает интуитивно: в прошлый раз я намекнула на то, что симпатия взаимна, и человек притих и стал более предсказуемым – в следующий раз, когда мне будет нужен такой эффект, я могу применить этот прием. От «вампиризма» из романтических книг ситуация отличается в том, что «вампиру» это может и не прибавлять сил. И, кроме того, осиновый кол в сердце против такого персонажа поможет, но повлечет за собой последствия, описанные в уголовном кодексе, а чеснок не работает. Помогает – не терять контакт с собой. Тогда если общение с человеком систематически приводит к снижению сил и вы с этим ничего не сможете сделать, можно перестать общаться, а если это не возможно — отыскать и прикрыть уязвимость, через которую потеря сил происходит.
Все написанное выше сугубо мои предположения. Попытка взглянуть на «психический вампиризм» максимально непредвзято. Вы можете проверять мои предположения на опыте, можете не проверять, принять или отвергнуть без проверки. Но на данный момент я рассматриваю его именно так.
Автор — Татьяна Лапшина