Помимо различных занятий с детьми важно, что и как мы говорим своему ребенку. Какие фразы поддержат развитие вашего малыша? Ведь он так быстро меняется и растет. В этой статье я приведу поддерживающие послания для развития детей взависимости от возраста. Границы возрастного развития не могут быть жесткими, так как каждый ребенок развивается в своем темпе.
1. От рождения до 12 месяцев (+-)
Период младенчества, в котором самое важное – единство с мамой, непосредственное эмоциональное общение, единство со взрослым. Ребенок получает право на жизнь, на принадлежность, в этот период закладываются основы личности. Наиважнейшее базовое чувство, которое важно сформировать – чувство базового доверия к миру.
Говорите ребенку:
- Я рад, что ты живешь
- Ты принадлежишь этому миру
- Твои потребности важны для меня
- Я рад, что ты- это ты
- Ты можешь расти и развиваться в своем темпе
- Ты можешь чувствовать все свои чувства
- Я люблю тебя и охотно забочусь о тебе
2. От 8 месяцев до 18 месяцев (+-)
Раннее детство, ребенок становится более самостоятельным, он отделяется от мамы, начинает ходить, исследовать и изучать этот мир. Активно развивается речь. Основной деятельностью является – предметно-манипулятивная, то есть ребенок хочет трогать, пробовать, ДЕЙСТВОВАТЬ САМ . Здесь важно предоставить условия для самостоятельного развития, поддержать инициативу.
Говорите ребенку:
- Ты можешь исследовать и экспериментировать, а я буду поддерживать и защищать тебя
- Ты можешь использовать все свои чуства, чтобы исследовать этот мир
- Ты можешь делать что-нибудь столько, сколько тебе нужно
- Ты можешь знать, что ты знаешь
- Ты можешь интересоваться всем
- Мне нравится как ты проявляешь инициативу, растешь и учишься
- Я люблю тебя и когда ты активен и когда ты спокоен
3. От 18 месяцев до 3 лет (+-)
Продолжение отделения и автономии. Ребенок не только действует, он начинает ДУМАТЬ САМ, усваивает закономерности, новые умения. В этот период малыш научается пользоваться горшком.
Говорите ребенку:
- Я рад, что ты начинаешь думать сам
- Ты можешь сердиться, но я не позволю тебе ранить себя или других
- Ты можешь говорить нет и проверять границы столько, сколько тебе нужно
- Ты можешь учиться думать о себе, а я буду думать о себе
- Ты можешь думать и чувствовать одновременно
- Ты можешь знать, что тебе нужно и просить о помощи
- Ты можешь отделяться от меня, и я буду продолжать тебя любить
4. От 3 до 6 лет (+-)
Период идентичности, самоутверждения которое происходит через сюжетно-ролевую игру. Ребенок решает для себя «могу-не могу», «уверен- не уверен», «способен- не способен».
Говорите ребенку :
- Ты можешь исследовать кто ты и кто другие люди
- Ты можешь быть сильным и в тоже время просить о помощи
- Ты можешь попробовать разные роди и способы как быть сильным
- Ты можешь понять результаты своего поведения
- Все твои чувства приемлемы для меня
- Ты можешь понять где фаетазия и где реальность
- Я люблю тебя таким, какой ты есть
5. От 6 до 12 лет (+-)
В этом периоде важно правильно рассчитать нагрузки для ребенка, чтобы в результате выполненной работы он испытывал радость и удовлетворение. Главной деятельностью становится учебная, формируется произвольность, самосознание.
Говорите подростку:
- Ты можешь подумать, прежде чем сказать да или нет и учиться на своих ошибках
- Ты можешь доверять своей интуиции, чтобы решить что делать
- Ты можешь найти тот способ что-то делать, который удобен для тебя
- Ты можешь научиться правилам, которые тебе помогут жить с другими
- Ты можешь научиться когда и как не соглашаться
- Ты можешь думать за себя и получать помощь, вместо того, чтобы быть несчастным
- Я люблю тебя, даже когда мы разные, мне нравится расти вместе с тобой
6. От 12 до 19 лет (+-)
Стадия, в которой становится важным интимно-личностное общение, ориентация на сверстников, формируется мировоззрение, происходит окончательное отделение от взрослых.
Говорите юноше (девушке):
- Ты можешь знать – кто ты и учиться навыкам независимости
- Ты можешь понять разницу между сексом и заботой и отвечать за свои потребности,чувства, поведение
- Ты можешь развивать собственные интересы, представления и взаимоотношения
- Ты можешь научиться использовать старые навыки по-новому
- Ты можешь становиться все более мужественным или женственной и все же иногда быть зависимым
- Я буду рад увидеть тебя взрослым
- Моя любовь всегда с тобой, я доверяю тебе просить моей поддержки
В статье использованы послания транзактных аналитиков J. Illsley Clarke, C. Dawson. Growing Up Again, 1998
Автор — Ирина Гросс