Соперничество — неотъемлемая часть нашей жизни не только в профессиональной сфере или спортивной, но и в межличностных взаимодействиях. Развитие предполагает конкуренцию. Через конфликт мы преображаемся, в разногласиях скрываются возможности. Борьба в близких отношениях, если она есть, говорит о некой самодостаточности ее участников.
Худший вариант – это подавление, например, мать твердая, холодная, доминирующая и у дочери нет никакой возможности соревноваться с ней, — это тупик.
Животным инстинкты упростили задачу.
Самка вынашивает, выкармливает, учит, отпускает потомство на волю, и те становятся совершенно чужими. Людям сложнее — эмоциональная связь остается на всю жизнь, наполненная чувствами и переживаниями. Ни с чем не сравнимая любовь и боль. Множество скрытых конфликтов, противоречий и претензий. Потребность в принятии, заботе, поддержке и признании конфликтует с желанием быть самостоятельной взрослой личностью, индивидуальностью. Страх быть отвергнутой и жажда найти себя. Врожденные генетические сходства и различия характеров. Как во всем этом сохранить любовь между мамой и дочерью?
Мать – весь мир для младенца. От полного единения, когда ребенок растет и развивается в животе мамы, до разделения, когда ребенок становится взрослым. Мама чувствует своего ребенка, когда тот еще не может выражать свои чувства словами. Дарит ему движения, пока тот еще не умеет управлять своим телом. Мать живет в тесной связи с дочерью и видит в ней свои черты.
Девочка, в свою очередь, воспринимает маму огромной, сильной, самой лучшей. Этот идеальный союз мамы и дочери прекрасен, но недолговечен.
Ребенок растет, учится самостоятельно ходить, говорить, обслуживать себя, думать и постепенно отделяется от мамы. Начинает осознавать себя, изучать свое тело. Однажды открывает, что она не просто человек, а женщина, как и мама. И теперь ей необходим мужчина, то есть папа.
С этого момента ее мир меняется. В психологии этот период называется «полоролевая идентификация», проходит он примерно с 3 до 6 лет. Фрейд описывал комплекс Эдипа как бессознательное влечение мальчика к маме, а комплекс Электры – влечение девочки к папе.
Психологическая задача этого этапа – осознать себя как девочку, будущую женщину и начать отделяться от мамы.
Дочь начинает конкурировать. Она хочет быть как мама и где-то даже заменить ее. Борется за внимание отца. Часто девочки в этот период мечтают выйти замуж за папу, играют в соответствующие игры, учатся на куклах материнству.
Чтобы конкуренция не приняла разрушающий характер, во-первых, маме важно не испугаться, помнить, что дочь не конкурентка, а всего лишь ее маленькая девочка.
Во-вторых, нужно разделить два понятия, которые в представлениях девочки слиты: любовь отца и любовь мужа.
«Папа тебя любит как свою дочь, а меня как свою жену, и это разные вещи». Отец дает дочери чувство безопасности, защищенности и восхищения, через его любовь девочка осознает себя достойной и самоценной. Отец – опора, кормилец и пример мужественности. Муж не является опорой, он, скорее, партнер.
В–третьих, позволить ребенку начать думать самостоятельно и иметь право на собственное мнение.
Ребенок продолжает идеализировать маму, но уже делает попытки свергнуть идеальную мать с пьедестала. Начинает сравнивать. В этом случае, маме с низкой самооценкой будет сложно выдержать нападки ребенка. «Мама, у тебя не такое красивое платье, как у тети в рекламе. Ты не так вкусно готовишь, как повар в саду. Ты не так вкусно пахнешь, как мама моей подруги». Такими высказываниями девочка, дает понять маме, что она тоже женщина, и что у нее могут формироваться свои взгляды и вкусы, по сути, выстраивает границы.
Если мама эмоционально не готова к конкуренции, ей будет сложно выдержать сепарацию. Есть риск, что девочка на этом этапе будет подавлена, расколота на плохую, непослушную и удобную, хорошую. Дочь будет бороться за мамину любовь, стараясь радовать и угождать маме, порой отодвигая собственные потребности на задний план.
Маме полезно признать, что ее маленькая дочь — будущая женщина. Она имеет право на кокетство, свои игры и на свое мнение. При этом ребенок нуждается в родительской любви, принятии и поддержке. И здесь дочь не конкурент, маме. Мама взрослая, а девочка еще ребенок, она не может самостоятельно управлять своей жизнью и сильно зависит от родителей.
Маме важно показать свою силу, власть, устойчивость, но сделать это мягко, через заботу, поддержку и понимание.
Поддерживающим посланием для дочери будут следующие слова: «Ты можешь отделяться от меня, я буду продолжать тебя любить».
Позже наступает второй «конкурентный» этап, время, когда девочка становится девушкой, примерно с 12 до 18 лет. К этому моменту у девушки развиваются таланты, появляются успехи. Она взрослеет, становится красивой, женственной, привлекает внимание противоположного пола, все больше времени проводит с подругами и друзьями, находит себе кумиров и уже не так прислушивается к маме. Время протестов, возражений и резкостей.
Для начала, дочь в этот период нуждается в том, чтобы мама выдержала ее подростковый бунт, взаимодействие должно продолжаться. Подросток хочет быть принятым со всем своим бунтом.
Затем, не испугалась проявлений ее сексуальности, а поддержала, поделилась опытом. Девочка хочет слышать: «Ты моя дочь, ты готовишься стать женщиной, я горжусь тобой и всегда готова тебе помочь».
И наконец, поддержать стремления девушки к независимости.
Трудно. Особенно сложно, если женщина не чувствует себя самодостаточной, были неудачи в отношениях с мужчинами, не удалось реализоваться в профессии и т.д. Женщина уже немолода, это больно признать. Нужно отступить, дать возможность дочери совершить собственные ошибки и праздновать свои победы, сделать личный выбор, стать женщиной и, в конце концов, мамой. Отпустить свою когда-то маленькую девочку, увидеть в ней взрослую женщину и сказать: «Моя любовь всегда с тобой». Дочери в свою очередь важно признать, что другой мамы у нее не будет.
Автор — Ирина Гросс