В «Актуальных проблемах психологического знания» в №1 вышла моя статья в соавторстве с Яной Катановой про взаимосвязь настроения и межличностного восприятия. Мы провели очень простой эксперимент. Участники исследования решали в аудитории вуза задачи для оценки их интеллекта. Только половине группы достались решаемые задачи, а второй — заведомо нерешаемые, в которых среди вариантов ответов не было правильных. Затем мы просили испытуемых посмотреть на несколько фотографий человеческих лиц и предположить, каким характером обладают все эти люди. Выбор черт характера был ограничен пятнадцатью. И еще до решения интеллектуальных задачек, испытуемые разделили эти 15 качеств на положительные и отрицательные.
Мы предполагали, что у тех испытуемых, которые решали заведомо нерешаемые задачи, настроение ухудшится и это повлияет на то, как они воспринимают новых людей. Настроение испортилось, по самооценочной методике САН и по описанию впечатлений от эксперимента. Что получилось? Люди в плохом настроении чаще приписывают другим людям негативные черты, чем позитивные. А еще люди больше склонны приписывать отрицательные черты другим людям, когда они находятся в плохом настроении, чем когда они находятся в нейтральном или позитивном настроении. Мы назвали это явление конгруэнтностью настроения и атрибуции характерологических черт. В области положительных эмоций и черт характера может присутствовать похожая тенденция, но по ряду причин, описанных в статье, пока что нельзя о ней говорить с полной уверенностью.
И тут я вспомнила о своей давней беседе с коллегой-гештальт-терапевтом о каузальной атрибуции и проекции, и подумала: вряд ли какое явление больше подойдет под определение проеции, данное Ф. Перлзом, как «тенденции сделать среду ответственной за то, что исходит из самого человека». Поскольку в психодинамических теориях механизм проекции считается бессознательным и особая роль отводится осознаванию проекции и присвоению проецируемого контента, остается выяснить на нашей модели, будет ли понимание своего настроения и его причин снижать эффект конгруэнтности. Или, например, будет ли эффект зависеть от уровня внутриличностного интеллекта испытуемых.
А как оценить эффективность межличностного восприятия, мы так и не придумали.
Автор — Татьяна Лапшина