Самый первый вопрос: откуда вообще столько разных групп для женщин и для мужчин?
Зачем-то женщины и мужчины хотят себя чувствовать женщинами и мужчинами, быть ими. А ситуация, в которой это не удается, часто переживается как мучительная. Сложнее ответить на вопрос как так получается. И тут приходится обратиться к понятию идентичности, в нашем случае гендерной идентичности.
Гендерная идентичность — часть или компонент социальной идентичности в общем смысле слова. Это свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств. В нашем случае – с женщинами и мужчинами.
Есть авторы, которые делят идентичности на естественные и искусственные. Естественные, например, расовые — даются человеку от рождения почти что и связаны с очевидными физическими признаками, которые сложно или невозможно поменять. Я могу делать, чувствовать и думать, что угодно, но пока я в здравом уме и трезвой памяти, у меня есть идентичность человека европеоидной расы. А вот с профессиональной идентичностью все сложнее. В ней нет такого неотчуждаемого признака, поэтому приходится что-то делать, чтобы идентичность поддерживать. При этом делают это и сами люди и профессиональное сообщество.
Например, я как гештальт-терапевт занимаюсь профессиональной деятельностью, саморазвитием и рефлексией своей профессиональной позиции, чтобы иметь соответствующую идентичность. А профессиональное сообщество создаёт пространство для общения меня с другими носителями этой идентичности, критерии и правила принадлежности к сообществу. Если я перестану соответствовать этим требованиям, но все ещё буду хотеть быть частью его, у меня возникнет ряд неприятных ощущений, сопровождающих потерю идентичности. Одна из форм профессионального кризиса. Потому что профессиональная идентичность относится к искусственным – для поддержание которых выделяет силы и сообщество, и субъект.
А вот с гендером все и просто, и сложно одновременно. С одной стороны, в нем есть биологическая часть, на основе которой могла бы быть сформирована естественная половая идентичность. Например, набор хромосом, первичные и вторичные половые признаки. Более того, в большинстве случаев такая идентичность есть у каждого из нас, но существует как бы в фоне: например, через схему тела.
Но сложность в том, что гендер — понятие социальное и с биологическим полом имеет отношения непрямые. То есть изменить хромосомный набор невозможно, хотя ряд половых признаков можно, но сложно. Зато поведение меняется легко – а именно в нем сокрыты человеческие третичные половые признаки. Поэтому на детской площадке или в школе можно услышать «ты же девочка!» или «соберись, мальчики не плачут». Такие характерные фразы предполагают, что девочка или мальчик могут сделать что-то такое, что перестанут быть мальчиком или девочкой. Поэтому гендерная идентичность относится к смешанным: содержит в себе базовый неизменный признак, но требует формирования и поддержки. Причем формирование и поддержка гендерной идентичности происходит на протяжении всей жизни.
И вот с этим возникают проблемы как со стороны субъекта, так и со стороны сообщества. С одной стороны общество развивается очень быстро, в результате чего сильно размываются ролевые модели для мужчин и женщин, через которые можно идентифицироваться с гендерной группой. Например, если сейчас отправиться в обычную поликлинику, то женщин и мужчин там будет равное количество, если женщины не перевесят. Женщина-врач в 19 веке — явление невероятное и даже эпатирующее. Хотя, к сожалению, я все еще слышу поговорку «мужчина-врач – не мужчина, а женщина-врач – не врач». Социальная ситуация меняется быстрее, чем стереотип. С другой стороны современный человек ценит не столько групповое, но индивидуальное, уникальное. Поэтому у него меньше желания вписываться в стереотипные образы, что еще больше усложняет процесс формирования идентичности. Я здесь не касаются таких моментов, которые были характерны для всех времен: конкуренции между представителями одного пола, в которой идентичность может пострадать, да и ввязываться в нее не всегда хочется.
Зачем вообще нужна социальная идентичность и ее гендерная разновидность?
Идентичность — это субъективный пропуск в сообщество, который даёт и разрешение, и поддержку в любой практике разделяемой в этой группе. Когда мы говорим о гендерной идентичности: это, прежде всего, практики общения между полами и практики продолжения рода.
Также сформированная и поддерживаемая идентичность удовлетворяет потребность в принадлежности к группе. У многих людей – это чрезвычайно интенсивная потребность. О том, насколько нам важно чувствовать себя частью той или иной гендерной группы, можно наблюдать по обилию рекламы разного рода «гендерных» товаров: машин и станков для бритья, которые делают из человека настоящего мужчину; косметики и бытовой техники, которые делают из человека настоящую женщину и пр.
Рекламные манипуляции не так страшны, в сравнении с теми, которые проворачивают партнеры по общению. Какие только дикие вещи не делают подчас взрослые разумные люди, чтобы почувствовать себя и быть принятым как мужчина или как женщина.
Автор — Татьяна Лапшина